Вы сильно ошибаетесь, если считаете, что шины вашего автомобиля нужны только для того, чтобы попасть из пункта А в пункт Б на нем. Срок службы резины и ходовки вашего автомобиля, а также безопасность окружающих и ваша зависит от правильного выбора шин. Даже опытные водители порой вводят сами себя в заблуждение из-за огромного выбора шин на рынке. В этой статье мы и поговорим обо всех нюансах, которые позволят правильно подобрать шины для вашего автомобиля.
Содержание:
- Вступление.
- Параметры шин: сезонность; тип протектора; тип конструкции; посадочный (монтажный) размер; ширина и высота профиля.
- Маркировка шин: индекс нагрузки; индекс скорости; показатель износа; показатель сцепления.
- Эксплуатация и хранение шин.
- Где купить в Севастополе (личные заметки из опыта).
Вступление.
Самое первое, что нужно сделать — это заглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Все требования к параметрам шин, как правило, указаны там в соответствующей таблице. Также на большинстве автомобилей есть наклеечка на стойке водительской двери, на которой имеется информация о штатных размерах шин и дисков.
Еще один вариант — это просто посмотреть маркировку на уже установленных колесах, но нет гарантий, что они стоят необходимых размеров. Также, как вариант, обратится в крупный салон по продаже шин и дисков, где обученный специалист подскажет вам все необходимые нюансы. Но опять же… К сожалению не все «профессионалы своего дела» профессионалы. Где гарантии того, что вам просто не впарят то, что им нужно очень продать. Именно поэтому каждый автомобилист должен сам понимать хотя бы основы по выбору резины на свой автомобиль.
Параметры шин: сезонность
У шин для легковых автомобилей есть только две сезонности: зима и лето. Так называемые всесезонки более носят маркетинговый характер и подходят для ограниченного круга регионов. С учетом того, что их температурный диапазон универсален, то и характеристики их усредненные.
Летние шины предназначены только для использования в теплую погоду при температуре не ниже +7. В холодное время года летняя резина твердеет и теряет свои свойства, становится скользкой и теряет многие свои свойства. Некоторые модели даже при +10 уже показывают свои ухудшения сцепления с дорожным полотном. Не буду вам рассказывать, что будет при минус 30. Зато при повышении температуры наоборот имеют лучшие результаты своих возможностей.
Зимние шины напротив, мягкие. Хорошо цепляются к снегу и ведут себя на льду. Но при повышении температуры ближе к летней также теряют ряд свойств и становятся слишком мягкими. В результате теряют хорошее сцепление с дорогой и быстро стираются. Если резина шипованная, то в теплое время (выше +5) на асфальте вы будете терять потихоньку свои шипы.
Всесезонные шины имеют свои подводные камни. Не смотря на их название, как правило, они не предназначены для использования ниже -7 градусов, также они имеют хуже характеристики сцепления на снегу и льду, чем зимние шины.
Параметры шин: тип протектора
Протектор — это рисунок той плоскости шины, которая во время движения соприкасается с поверхностью. Рисунок бывает симметричный и ассиметричный, направленный и ненаправленный.
Ненаправленные рисунки — рисунок без направления движения. Плюс в универсальности, т.к. без разницы на какую ось и сторону будут установлены. Распространены довольно хорошо, малошумны, низкая цена. Недостатки: управляемость на повышенных скоростях и устойчивость на влажных и грунтовых дорогах хуже остальных. Чаще всего бывают ненаправленные симметричные шины.
Направленные рисунки — покрышки, протектор которых имеет направленный рисунок. На боковине колеса на таких шинах есть обозначение в виде стрелки и иногда маркируется надписью «Rotation», которая позволяет узнать направление основного вращения (вперед). Идеальный вариант для снега. Из недостатков: сокращенный срок службы, более шумные, требуют правильной установки (по направлению движения).
Ассиметричные шины — это когда рисунок протектора внешней и внутренней части протектора различается. Внутренняя часть шины обычно сделана более мягкой, чем внешняя, это дает ей при нагрузке в поворотах улучшать свою управляемость. Максимальная безопасность на влажном и сухом покрытии. Из недостатков: более дорогие, требуют правильной установки.
Было время, когда компания Nokian выпускала ассиметричные направленные шины. Их приходилось различать по «Правая/Левая» признакам. Они имели соответствующую маркировку. На сегодняшний день такие шины попадаются крайне редко, т.к. особенных преимуществ это не дало, а производство такой резины значительно дороже. К тому же создает дополнительные проблемы в магазинах.
Симметричные шины — симметричный рисунок говорит сам за себя — это когда одна сторона выглядит зеркально отношением к другой). Шины с симметричным рисунком можно устанавливать на автомобиль в любом положении. Низкая цена по сравнению с ассиметричными и направленными рисунками. Из недостатков: не так хороши во влажных условиях, как остальные.
Параметры шин: тип конструкции
По типу конструкции шины бывают камерные и бескамерные. Ну тут названия конструкции говорят за себя. Камерные — с камерой внутри, бескамерные — не имеют камеры, их конструкция позволяет и так держать давление. Камерные шины все реже и реже встречаются в продаже.
Камерные шины более быстро теряют давление при проколе и из-за этого менее безопасны. Бескамерные шины имеют свою защитную прослойку, которая помогает сохранить герметичность и даже в случае прокола сохраняют дольше давление.
Камерные шины имеют обозначение TT. Бескамерные шины имеют обозначение TL.
Также у конструкции шин есть различия по строению корда. Бывают шины радиальные и диагональные. Диагональные шины используются в основном в коммерческой технике, нам не подходят. Радиальные более современные и надежные, способные выдержать хорошие нагрузки и имеют свойство отвода тепла. Поэтому для нас все ясно — выбираем радиальные. Они обозначаются буквой R. А вы не знали, что буква R — это вовсе не радиус?
Параметры шин: посадочный (монтажный) размер
Диаметр шины должен соответствовать диаметру диска. Ничего изобретать не нужно. К примеру на колесе указано R16 — это обозначает R — радиальная шина и 16 — 16 дюймов посадочный (монтажный) размер. Если вы меняете только резину, то ее нужно подбирать под размер вашего диска. Если же меняете целиком колесо, то сначала подбираете диски под автомобиль, потом шины под автомобиль и диски. Размер монтажного размера считается в дюймах. И привычное «шестнадцатый радиус» более разговорная, но технически неправильная фраза. На самом деле речь идет о 16 дюймах.
Параметры шин: ширина и высота профиля
Ширина и высота профиля шин указана в цифрах. Первые цифры в маркировке — это ширина шины. Она измеряется в миллиметрах. Будьте внимательны при выборе шин. Неправильная ширина может сказаться на безопасности поездок на вашем автомобиле. Она должна соответствовать ширине диска и допустимого размера для вашего авто. Вторые после слэша цифры — это высота профиля шины. Она измеряется в процентах от ширины. Также не следует отступать от рекомендаций производителя вашего автомобиля.
Пример: 215/65/16 215 — это ширина шины в мм; 65 — высота профиля шины в %; 16 — диаметр шины в дюймах.
Если же вам все таки интересно узнать размер высоты в миллиметрах, то посчитать несложно. Первые цифры (ширину) делим на 100 и умножаем на вторые цифры (высоту). 215/100 х 65 = 139,7 мм.
Производители автомобилей обычно допускают несколько вариантов размерности шин и дисков. Обратите внимание на то, что это влияет на качество езды. К примеру высокий профиль делает более мягкую езду, но при этом снижает управляемость на скорости. Низкий профиль наоборот делает автомобиль жестче, но управляемость становиться лучше. Некоторые люди в качестве тюнинга завышают параметры шин выходя из пределов допустимых производителями. Но нужно понимать, что резина не по размеру — это уже возможная угроза безопасности.
Маркировка шин: индекс нагрузки
Подбирая шины на автомобиль не стоит пренебрегать индексами нагрузки. Допустимая нагрузка не должна быть меньше максимально допустимой массы автомобиля поделенная на штатное количество колес. Индекс нагрузки указывается рядом с размером резины в виде цифр. К примеру 215/65/16 88H — индекс 88 — грузоподьемность на одно колесо 560 кг.
Если вы установите шины с более низким индексом нагрузки, то они скорее сотрутся от перегрузов и не гарантируют безопасности при вождении.
Маркировка шин: индекс скорости
Индекс скорости маркируется также после индекса нагрузки в виде буквы. Например 215/65/16 88H, где H — это индекс скорости — соответствует максимальной скорости 210 км/ч.
Маркировка шин: показатель износа
Узнать степень износа шин можно несколькими способами. Но прежде всего необходимо осмотреть шину на наличие проколов, порезов, трещин, грыж. Затем оценить возможность ее дальнейшего использования по величине протектора.
Вариант 1: Многие производители делают индикацию в виде цифр прямо на протекторе колеса. По мере износа цифры пропадают.
Вариант 2: Также изношенность шины визуально можно увидеть по рискам в глубине протектора. Эти риски являются пределом, когда они начнут касаться поверхности при езде, шину стоит заменить.
Вариант 3: Самый верный и точный вариант — это замерить специальным измерительным прибором остаток высоты протектора шины.
Не пренебрегайте проверками шин вашего автомобиля. Шина с повреждениями или с большим износом очень сильно влияет на безопасность вождения.
Маркировка шин: показатель сцепления
Показатель сцепления шин обозначается буквами A,B,C. Самый лучший — это A. Чтобы присвоить показатель сцепления шине, делаются тестирования с торможением на мокром покрытии. По результатам все анализируется и указывается показатель сцепления согласно мировым стандартам. Оказавшись на трассе в сильный дождь с маркировкой А на колесах вы ничуть не пожалеете о том, что узнав из статьи выбрали именно такие шины.
Эксплуатация и хранение шин
Чтобы шины долгое время оставались надежными и не подводили в дороге стоит следить за их состоянием регулярно. Осматривать на наличие порезов, грыж и торчащих инородных предметов, следить за состоянием давления в шинах. Оно не должно быть низким, но и не должно быть завышенным.
Перегрузы авто и не правильная регулировка схождения — развала тоже сильно влияют на срок службы резины. Автомобиль желательно хранить в тени, на солнце резина сохнет. Резкие торможения, резкие разгоны, вхождение в повороты на скорости, езда по плохой дороге — все это уменьшает срок службы шин. Регулярно проверяйте «ходовку» на своем автомобиле. Неисправный подшипник ступицы тоже может стать причиной ранней «кончины» колеса.
Чтобы там не говорили заумные продавцы по поводу сроков, хотел бы сказать свое. Шина в магазине не должна хранится более двух лет. Чем старше шина, тем большую скидку вам должны предоставить. В идеале покупать резину не старше полугода. Но к сожалению многие компании, которые реализуют этот товар, пытаются втюхать двух, а то и трех-,четырехлетней давности шины. Помните, резина отлично себя ведет максимум 5 лет (для пары особых и дорогих производителей до 7 лет), далее она теряет много своих свойств, ссыхается, меняет свою геометрию ввиду хранения и начинает себя плохо вести. Самое главное — она становится менее прочная. Тогда зачем рисковать и платить за нее деньги???
Где купить в Севастополе (личные заметки из опыта).
- К сожалению потерял контакты магазина, где покупал несколько раз шины в Севастополе. Но позже обязательно найду и добавлю сюда. Пока хотелось бы выделить Vianor на Индустриальной (г. Севастополь, ул.Стахановцев 10Б, Тел. +7(978)833-05-38). В целом товаром и услугами доволен. Правда был удивлен, что на официальном сайте Вианор этой точки нет. Немного полазив в интернете узнал, что они называются «Автомаркет Сеть шинных центров в Крыму». Ну ладно, как всегда — санкции, понимаем.
P.S. В добавок от себя
Мои познания в этой сфере связаны с работой в прошлом в одной из самых крупных компаний — оптовом и розничном поставщике шин и дисков по всей России, где огромные складские площади и огромный товарооборот. Я лично трогал своими руками различные шины и диски, я лично доставлял их оптовым и розничным клиентам, я лично перечитал миллион брошюр от производителей, я лично испробовал многие модели разных производителей шин и дисков на своих автомобилях.
Также от себя хотелось бы добавить, что лучше всего покупать резину в крупных шинных центрах, т.к. как правило только в них высокая вероятность того, что вам не впарят старую резину, что все шины правильно хранятся, что вам в подарок будет бесплатный шиномонтаж, дадут какие гарантии, что специалисты работают именно профильные, скидки.
Свои дополнения, замечания и отзывы на точки по продажам шин и дисков в Севастополе пишите в комментариях. Ссылки буду удалять, только физические магазины и желательно с физическим наличием шин, а не комната с компьютером и воздухом.
Сам лично знаю человека, который купил за «недорого» десятилетние Мишлен в идеальном состоянии и радовался. Но не долго. Их хватило буквально на половину сезона. Большой износ и легкость прокола.
Именно поэтому я рекомендую всегда обращать на срок изготовления. Также при покупке комплекта резины сроки у каждого колеса должны быть одинаковы (с одной партии).